О силе и правде

Недавно позвонила мне пожилая женщина и сказала, что ее внук употребляет наркотики. Могу ли я ему чем-нибудь помочь? Я ответил, что пусть приедет, и мы помолимся. Женщина ответила:
- И это все!? Нет, для него это слишком слабо! Извините!
И повесила трубку.
(вместо эпиграфа)

В газете "Православна Харкiвщина", издаваемой по благословению Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, в №10 (15), на стр. 6 опубликованы статья под названием "СВ. ПИСАНИЕ - важнейшая из форм Свщ. Предания" и вроде-бы ответ на мое письмо по вопросу соответствия девиза газеты "Бог не в силе, а в правде" православному мировоззрению. Приведу текст ответа (статью газеты) полностью.

Бог не в силе, а в правде

В адрес электронной почты газеты "Православна Харкивщина" поступило письмо от р. Б. Иакова, в котором он высказывает свое опасение относительно девиза газеты: "Бог не в силе, а в правде", назвав его сатанинским. Автор считает, что этим девизом умаляется одно из свойств Божиих - Всемогущество, цитируя Священное Писание: "У Него премудрость и сила; Его совет и разум" (Иов 12,13). Прокомментировать этот вопрос мы попросили настоятеля Св. Константино-Еленинского храма г. Харькова прот. Алексия Кобзева.


Претензии автора по данному вопросу абсолютно беспочвенны.
Православное учение, в отличие других религий, является единственным, основывающимся на целостности и системности подходов, непосредственно вытекающим из Божественного Откровения, которое состоит как из Священного Писания, так и из Священного Предания.
Несомненно, весь жизненный путь Св. Благоверного князя Александра Невского является частью Священного Предания Церкви. Из его жития нам известно, что к моменту его княжения начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались немецкие и шведские рыцари. Именно в этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси юный полководец кн. Александр.
Исполняя главнейшую заповедь Христа о любви к Богу и ближнему, на которой зиждется "весь закон и пророки", он долго молился в храме св. Софии и принял благословение архиепископа Спиридона на предстоящую брань. Воспитанный в духе любви к вере Христовой и Отечеству, князь прежде всего искал помощи у Всемогущего Бога. Когда значительно превосходящий численностью и оснащенностью враг внушал страх, он всегда уповал на Бога, внушая оробевшей малочисленной дружине, что "не в силе Бог, а в правде". И чудодейственная помощь была ощутимой. В видении увились плывшие в ладье уже прославленные в лице святых страстотерпцы Борис и Глеб со словами: "Поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу". И была сеча великая с латинянами, в которой при явной свыше помощи было перебито их бесчисленное множество.
Божие благословение выразилось в этой победе на р. Неве, одержанной 15 июля 1240 года, после которой народ назвал св. Александра "Невским" и прославилось имя его по всей Руси, до моря Египетского и до великого Рима. (Минея, ноябрь месяц).
Ратные подвиги св. кн. Александра всегда совершались им для защиты, а не для захвата, и предпринимались вынужденно, исключительно во имя любви к ближнему и своему Отечеству.
И тогда личная безопасность и интересы были подчинены волеизъявлению пастыреначальника Христа, Который сказал, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15,13).
Поэтому нет оснований нам, грешным, сомневаться в личной святости благоверного Александра Ярославича, а тем более полагать, что он умалил свойства Божии, прорекши всем известные слова, имея в виду силу Воюющих сторон, где нелицеприятный Бог вспомоществует только праведному оружию.
О Правосудии Божием св. Пророк Давид, в отрочестве сам чудесно победивший Голиафа, поет: "Праведен Господь и правду возлюби, правоты виде лице Его" (Пс. 10, 7). Сам Господь наш Иисус Христос сказал: "Я есть Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14.16), указывая тем самым, чьим молитвам он внимает, чему подтверждением явилась долгожданная победа русского народа в Великой Отечественной Войне против вооруженных до зубов немецких захватчиков, покоривших почти всю Европу, с которыми храбро сражались не имеющие необходимого вооружения и знаний русские воины.
Современный этап нашей отечественной истории не является исключением в данном аспекте. Сейчас на Украине и в других славянских государствах обильно сеется искусственное разноверие, тратятся внушительные суммы, чтобы всесторонне разрушить нашу целостность, единство, Церковь. Но Бог, "сильный в крепости", у Которого "не остается бессильным всякое слово" (Лк. 1,37) не даст поругать св. Православие бесчисленному множеству врагов и "имиже веси судьбами" спасет Церковь Свою и верных чад ее, "Поразит вся враждующия нам всуе" (Пс. 13, 8), как Он явил Свое присутствие и прежде, 8 веков назад пребывая не в силе и вооруженности шведских захватчиков, а в правде маленького войска св. благоверного князя Александра Невского.

 

Бог не в силе, а в правде (статья) - 23900 В

 

Просто удивительно, с какой ловкостью православный прот. Алексий Кобзев, основываясь на "целостности и системности подходов", доказывает недоказуемое: а именно что "у Бога и сила, и правда" равно "Бог не в силе, а в правде". И поэтому можно Богородицу с покровом в руках накрыть девизом антихриста, произнесенным молодым князем Александром Невским, тем более что с благими намерениями.
Князь был обоснованно канонизирован через сто лет после физической смерти, но был ли он непогрешим, когда произносил эти слова? Даже после продолжительных молитв и благословения архиепископа? Нет. Ведь ухитрился же соврать цитируемый прот. Алексий Кобзев в коротенькой статье, несмотря на многочисленные благословления митрополита. "человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?" (Иов, 4, 17)

Правда в том, что у правды тоже есть сила, и эту силу ей дает Господь сил Саваоф.

"Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши". (Иов 6, 24-26)
Конечно, ко мне эти слова тоже относятся. Потому что "Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя"; (Притчи 9, 8)

 

Бог не в силе, а в правде (девиз) - 27510 В

 

В ответе газеты меня порадовало то, что меня назвали рабом Божиим, и опечалило то, что мне приписали ограниченное восприятие Бога как Всемогущего. Я воспринимаю Бога минимум как всемогущего, всесильного, вечного и вездесущего одновременно. Бог - это все, всегда и везде вместе взятое. Если прочитать мое письмо в газету, то все прояснится:

26.09.03 в 22 ч 02 м
Здравствуйте!
Пишу вам, потому что "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего"; (Матф. 18, 15). Редакция для меня и есть "один". Правда, на сайте www.pravoslavie.kharkov.ua, на который есть ссылка в газете, я смог найти только один адрес электронной почты.
Купил я в храме газету "Православна Харкiвщина", №6(11) за июнь 2003 года. Внимательно прочитал рекомендованную мне статью "Богословское понимание рублевской Троицы. Но, когда собрался прочитать эту статью второй раз, с неприятным удивлением увидел девиз газеты: Бог не в силе, а в правде. Тогда я не знал, что это слова Александра Невского, но их сатанизм понял сразу. Потому что "и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". (Матф. 6, 13)
На указанном выше сайте я не нашел ссылок на цитируемую газету. Если ее прекратили издавать, то слава Богу! Но в Святопантелеимоновском храме я недавно купил предыдущий №5(10) выпуск этой газеты с тем же девизом. И экземпляров там было еще много.
Несколько цитат из писания, прямо относящихся к теме:
У Него премудрость и сила; Его совет и разум. (Иов 12, 13)
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45, 2)
Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; (Ис. 45, 24)
Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? (Иер. 1, 63)
И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; (Дан. 2, 20)

Поэтому возникают такие вопросы:
1.что имел в виду Александр Невский, когда говорил эти слова?
2.был ли он святым в этот момент?
3.все ли святые, находясь в теле, непогрешимы?
На первый вопрос сейчас ответить трудно, но на второй и третий вопросы ответ известен и он отрицательный. Поэтому следует вывод: вырванная из контекста цитата стала сатанинской.
Эти слова являются словами антихриста, так как:
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лука 1, 35)
...и сила Господня являлась в исцелении больных (Лука 5, 17)
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1 Петра 1, 3-5)
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
(1 Кор. 1, 24)
Как же писание характеризует людей, повторяющих слова об отсутствии Бога в силе?
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (2 Тим 3, 1-7)
Так как редакция ведет переписку только на страницах газеты, то лучшим ответом будет замена указанного девиза газеты, если она еще издается, на православный.
Всего доброго. Будьте здоровы!
Раб Божий Иаков


На это письмо я с радостью получил неожиданный ответ:
01.10.03 в 16 ч 44 м
Здравствуйте дорогой Иаков!
Спаси Вас Господи за внимание и желание помочь нам.
Я не главный редактор, но его заместитель. И я обязательно передам ему Ваше письмо, и думаю, что мы примем надлежащее решение по этому вопросу.
Я не придумывал этого девиза, так как на то время, когда создавалась газета, ее основной макет, я в ней еще не работал. Поэтому причину выбора именно этих слов я не знаю. Но думаю, что в данном случае преследовалась цель указать не на какие-либо сатанинские корни происхождения этой фразы, а показать силу слова, сделать акцент на том, что мы должны стремиться не к силе и могуществу здесь, на земле, а искать правды Божией, т. е. ходить пред Богом.
Еще раз заверяю Вас, что доведу ваше сообщение до ведома главного редактора о. Владимира Гордиевича.
С уважением Андрей Сыркин.


Поблагодарив за ответ, я написал, что бессильный бог не является Богом христиан, а в благих намерениях при выборе девиза газеты я не сомневаюсь.
Ответ редакции приведен выше.
Повторю ее главную часть: "Сам Господь наш Иисус Христос сказал: "Я есть Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14.16)" (Почему "сказал", а не "говорит"?)
А что же еще говорит Сам Господь?
"Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него". (Лука, 11, 21-22)
Это и происходило в первые годы Великой Отечественной войны. Пока мужественные советские люди своими телами преграждали путь вражеским танкам на фронте, пускали под откос поезда во вражеском тылу и строили заводы в своем тылу, враг наступал. Но труд людей многих национальностей в тылу позволил (с Божьей помощью, хоть в нее и не особенно верили) создать достаточно много хорошего оружия и победить армию, на пряжках солдат которой было написано "С нами Бог". Или у них был другой Бог?


Еще Господь говорит: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна". (Матф. 11, 12-13)
"Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали". (Лука 11, 52)
Надеюсь, что заинтересованный читатель с Божьей помощью сумеет разобраться в доводах и найти истину. Если же я заблуждаюсь, то буду благодарен за разумные поучения. Да и безумную ругань постараюсь принять со смирением. "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их." (Пс. 140, 3-5)

Прошу помолиться православными молитвами за меня и редакцию газеты, и других, чтобы жить нам в любви и согласии:
Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение благого дела рабов твоих произведи: вся бо, елика хочеши, яко Сильный Бог творити можеши.

О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы

Тропарь, глас 4-й
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 5-й
Пламенем любве распали к Тебе сердца наша, Христе Боже, да тою разжигаеми, сердцем, мыслию же и душею, и всею крепостию нашею возлюбим Тя, и искренняго своего яко себе, и повеления Твоя храняще славим Тя, всех благ Дателя.
Молитва о близких
Господи, Ты знаешь все и любовь Твоя совершенна; спаси и помилуй рабов Твоих. Приими сие желание мое как вопль любви, заповеданной Тобой. Аминь.